Если во время нагружения образцов сначала была приложена, а затем снята тангенциальная сила, то нормальная сила, требуемая впоследствии для разрушения соединения, была значительно больше. Фотографии поверхностей, после того как они были разделены, показали, что площадь контакта между образцами также увеличивалась.

Как отмечалось в предыдущей главе, это увеличение площади сопровождается только микросмещением образцов, т. е. скольжение в обычном смысле этого слова не имеет места. Точность результатов была низкой, но для каждой пары металлических образцов была получена достаточно близкая зависимость между нормальной адгезией и предварительно приложенным тангенциальным напряжением.

Ряд типичных результатов, зафиксированных при комнатной температуре.

Для областей, не слишком близких к началу координат, сила адгезии приблизительно пропорциональна предварительно приложенной тангенциальной силе.

Наклон этой части кривых обычно уменьшается, если имеется очень незначительное загрязнение, но, по-видимому, достигает предельно высокой величины для совершенно чистых поверхностей.

Это может являться очень чувствительным механическим методом испытания степени очистки поверхности в противоположность контактным электрическим измерениям (Хольм, 1946 г.), которые относительно ненадежны для поверхностей с таким малым загрязнением. Полученными данными хорошо подтверждается основная идея, описанная в предыдущей главе, что соединения между контактирующими телами растут под влиянием сложных напряжений.

Однако действительные величины адгезии меньше, чем величины, которые можно было ожидать, особенно когда прикладываются небольшие тангенциальные напряжения.

В этих экспериментах это не может быть объяснено присутствием загрязняющих пленок, поэтому интересно рассмотреть возможное объяснение этого эффекта как результата влияния освобождаемых при снятии нагрузки упругих напряжений. Мы можем оценить это следующим способом.