Когда адгезия мала, эта составляющая становится чрезвычайно важной. Недавние исследования показали, что маленькая величина адгезии может вести к относительно большой величине пластического смещения материала в течение скольжения (Гринвуд и Тейбор, 1955 г.), и в некоторых случаях деформационная волна, проходящая впереди ползуна, может составлять значительную часть трения (Крагельский, 1962 г.; Кокс, 1962 г.). Детальное взаимодействие адгезионной и пропахивающей составляющих необходимо значительно усложнить.

В предыдущей главе мы обсуждали механизм трения в зависимости от адгезии между скользящими поверхностями. В этой главе мы рассмотрим проблему самой адгезии металлов.

Для удобства сначала возвратимся к более общему вопросу, который заключается в следующем.

Когда металлы скользят друг по другу, то при скольжении между ними образуются и срезаются соединения.

Например, когда чистая медь скользит по чистой стали на воздухе, то находятся частицы меди, крепко приваренные к стальной поверхности, даже если скорость скольжения настолько мала, что локальное фрикционное нагревание совсем незначительно. Тогда возникает вопрос, почему чистый медный образец при сжатии с чистым стальным образцом на воздухе не показывает обнаруживаемой нормальной адгезии?

Ранее мы предложили две возможные причины этого. Первая — то, что на воздухе металлы покрываются слоями окислов или пленками адсорбированного газа, которые препятствуют образованию прочных металлических соединений, когда поверхности приводятся в контакт; однако, когда начинается скольжение, пленки разрушаются, позволяя образовываться прочным соединениям.

С этой точки зрения соединения не образуются до тех пор, пока не происходит скольжение. Вторая предполагаемая причина — то, что отсутствие адгезии в основном обусловливается влиянием освобожденных при снятии нагрузки упругих напряжений.