В произведениях ван де Вельде, где он излагает и защищает свое учение, отсутствует обоснование причин, по которым его творчество развивалось именно в данном направлении. Но, возможно, что моральный стимул, лежащий в основе движения современного искусства (art moderne), более понятен из некоторых личных высказываний ван де Вельде. Впервые я встретился с ван де Вельде в Брюсселе летом 1938 г. Ведущий архитектор 90-х годов, он все еще был исключительно активен.

Он только что вернулся с закладки бельгийского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Зная, что он начал свою карьеру как живописец, я спросил ван де Вельде, что привело его в архитектуру.

Он ответил описанием положения, которое господствовало около 1 890 г. Истинные формы вещей были скрыты. В этот период возник внутренний протест против фальсификации форм.

Он продолжал рассказывать, как незадолго до 1890 г. нервное расстройство лишило его возможности работать.

В это время ван де Вельде встретил женщину, которая возродила в нем мужество смотреть в лицо жизни.

Вскоре после этого он решил жениться и обзавестись собственным хозяйством. Я сказал себе,- это было в 1892 г.,- что никогда не допущу, чтобы моя жена и семья находились в аморальном окружении.

Но в это время все, что можно было купить на рынке, отличалось безвкусицей, лживостью форм.