До сих пор мы анализировали конструкции практически анонимных авторов, стремясь обнаружить первые признаки новых тенденций. В начале периода, который относится примерно к середине XIX в., мы впервые встречаем человека, обладающего одновременно талантом архитектора и способностями инженера: конструктора-архитектора Анри Лабруста.

Он родился в Париже в 1801 г., в том самом году, когда Телфорд предложил проект Большого Лондонского моста, осуществление которого требовало создания колоссальной конструкции из чугуна, и в том году, когда принадлежавший Джеймсу Уатту чугунолитейный завод в Сохо изготовил сборные элементы для строительства первой текстильной мануфактуры, в конструкции внутреннего каркаса которой были использованы чугунные балки и колонны.

Лабруст получил образование в Академии изящных искусств, где был одним из самых способных учеников. Когда ему исполнилось 23 года, он был удостоен Гран при де Ром, что дало ему возможность провести пять лет в вилле Медичи в Риме.

За эти пять лет он научился видеть в шедеврах архитектуры античного Рима нечто большее, чем просто памятники или же арсенал прекрасных поучительных форм. Его точка зрения на них была очень близка к современной; его поразило инженерное искусство, совершенство конструкций, которыми были отмечены эти сооружения.