Этапы работ по окрашиванию
Для окраски металлической поверхности желательно применить систему трехслойного, а лучше четырехслойного покрытия:

Адгезионный грунтовочный слой — должен быть тягучим и эластичным, содержать мягкую смолу с высокой адгезией;
Шпаклевка — без применения шпатлевки не удается получить безупречную, ровную и блестящую поверхность окраски по металлу;
Грунтовочный слой — грунтовочный слой должен сообщать окраске цвет и поэтому содержать достаточное количество хорошо кроющих пигментов;
Покрытие, краска — покрывной слой обеспечивает всему покрытию безупречную поверхность.
При необходимости приходится наносить более четырех слоев покрытий, т. е. некоторые из четырех слоев приходится наносить несколько раз. Напимер, кроме нормальной шпатлевки, применяют еще шпатлевку для выправки, которую наносят на отдельные места окрашиваемого изделия с сильными дефектами поверхности.

Вся работа по окрашиванию поверхности станков сводится к следующей последовательности:

Подготовка поверхности станка — очистка от грязи, ржавчины, старой краски нанесение грунтовки и шпаклевки, выравнивание поверхности;
Покраска — нанесение краски на подготовленную поверхность;
Сушка окрашенной поверхности.

1. Подготовка поверхности станка к покраске

Очистка поверхности от грязи, ржавчины, старой краски
Очистка поверхности металла необходима для улучшения адгезии лакокрасочного материала и коррозионных свойств окрашенной поверхности.

Поверхность должна быть очищена от старой краски, которую, если не снять, то может не дать свежей краске лечь на поверхность максимально эффективно.

Для удаления грязи, ржавчины, старой краски с поверхности станков существует несколько способов:

Механический — очистка шаберами, проволочными щетками, шкуркой или при помощи пескоструйного аппарата;
Химический — удаление старой краски промывкой уайт-спиритом, скипидаром, ацетоном и т. п. или 5—10% -ным раствором едкой щелочи при температуре 80—90°С с последующей промывкой водой;
Термический — удаление краски при помощи пламени паяльной лампы и других средств.
Лучший способ очистки поверхности станка от коррозии является пескоструйная или дробеструйная обработка. Очистка значительно облегчается, также, путем применения электроинструмента.

Грунтовка, шпаклевка и выравнивание поверхности станка
После очистки поверхности станка необходимо произвести обезжиривание и грунтовку. Грунтовый слой предохраняет поверхность от коррозии и, самое главное, должен содержать смолу с высокой адгезией — тягучую и эластичную. Грунтовку производят кистью вручную, при помощи распылителя или окунания, если детали небольшие.

Хорошо зарекомендовала себя 2-компонентная эпоксидная грунтовка с высоким содержанием антикоррозионных добавок — SG64. Тиксотропные свойства обеспечивают малую вязкость при распылении и быстрое «схватывание» с поверхностью, без растекания, а высокая адгезия к металлу и укрывистость позволяют создавать равномерное твердое покрытие. Этот грунт эффективно защищает рабочие поверхности станков от коррозии, а также от химического воздействия и излишней влажности. В паре с SG64 можно использовать однородную или структурную эмаль на базе акрила и полиуретана из серии PD.

Загрунтованную поверхность вновь обезжиривают и шпаклюют с целью ее выравнивания и улучшения внешнего вида покрытия. Толщина шпаклевочного слоя не должна превышать 2 мм. Шпаклевку наносят на поверхность резиновыми, металлическими или деревянными шпателями.

Одна из новинок в этой области – автомобильная шпатлевка со стекловолоконным упрочнением, особенно удобна для заполнения крупных вмятин.

После высыхания шпаклевки ее тщательно шлифуют, полируют до сглаживания всех неровностей при помощи шкурки № 80—100, а окончательную — пемзой или водостойкой шкуркой. Шлифовка значительно облегчается путем активного применения электроинструмента.

Перед окраской обязательно производится обезжиривание (антисиликон или обезжириватель), удаляется пыль, масло, жир.

2. Окрашивание станка
Покраска станков может производиться как в разобранном виде, так и в собранном виде. Если необходимо прокрасить отдельные узлы, то они, как правило, снимаются со станка, а потом, после покраски, устанавливаются обратно.

Обычно, для более качественной окраски, необходимо провести сушку и покраску каждой детали, которая есть в устройстве станка, так как от каждой детали зависит последующая нормальная работа станка в работе.

Окрашиваются поверхности только чистые и гладкие. Красить можно распылением или кистью. Обычно краску перед нанесением на изделие фильтруют через металлическое сито с 1600—2400 отверстий на 1 см2. Повторный слой краски можно наносить только после того, как предыдущий слой высох, придавая станку красивый внешний вид.

Действующими отечественными нормалями для окраски металлообрабатывающих станков предусмотрены в основном только два цвета — серый и зеленый. Другие цвета, имеющиеся в нормалях, предназначены для окраски сигнально-предупредительной аппаратуры и др. Отделами художественного конструирования оборудования разработаны предложения по расширению гаммы цветов для окраски наружных поверхностей металлообрабатывающих станков.

Выбор краски
Для решения комплексной задачи по защите и улучшению внешнего вида поверхности станков разработаны специальные краски, Например:

Полимерон — уретановая спецэмаль для металла + Фосфогрунт — быстросохнущий фосфатирующий грунт по металлу;
PD-39 — структурная полиуретановая однослойная краска на базе акрила;
PD-48 — структурная полиуретановаяна краска на базе акрил-полиуретана.

Неплохая альтернатива специальным краскам – автомобильные акриловые эмали и двухкомпонентный эпоксидный грунт. Автомобильные краски изначально создавались для неблагоприятных условий.

Для получения качественной поверхности лучше использовать распылитель безвоздушный (электрический) или с компрессором. Ручной способ окраски также возможен, однако, чаще всего, падает качество и затрачивается больше времени.

Удобно пользоваться аэрозольными красками. Они легко наносятся, обеспечивают высокую производительность окраски, а также позволяют окрашивать поверхность разными цветами и не требуют применения дополнительного окрасочного оборудования.

В автомобильных магазинах можно, также, подобрать множество вспомогательных материалов, защитных лент, средств для удаления потеков, специальную защитную одежду.

3. Сушка
Сушка производится при более высокой температуре воздуха, чем в момент окрашивания, желательно в сушильной камере, тогда краска будет держаться на металлоконструкции наилучшим образом. Но можно использовать «инфракрасные нагреватели».