Любой грамотный управляющий производственной компанией или предприятием должен понимать, что насколько бы ни был его парк станков новым или аккуратно эксплуатировался, все же необходимо планировать ремонт промышленного оборудования. А так как наиболее распространенной операцией являются точение, то текущий ремонт токарного станка является самым актуальным.

При правильно организации текущего ремонта токарных станков должен разрабатываться график так называемых планово-предупредительных ремонтов (сокр. ППР), а также объем ремонтно-профилактических работ. График ППР включает проводимые в заданной последовательности следующие типы ремонта: осмотр, малый, средний, а также капитальный ремонты. К примеру, за полный межремонтный цикл типовой токарный станок подвергается 6 осмотрам, 4 малым, 1 среднему и 1 капитальному ремонтам.

При выполнении каждого вида текущего ремонта токарного станка проводятся определенные работы:

1. Осмотр:

– наружный осмотр узлов и механизмов (без разборки), их общее состояние;

– устранение зазора в ходовых винтах салазок и стола;

– регулировка подшипников шпинделя;

– проверка работы механизмов переключения подач и скоростей;

– регулировка муфты включения рабочих подач и ускоренного хода;

– осмотр направляющие и устранение задиров;

– регулировка зазоров в направляющих стола, консоли и салазок;

– мелкий ремонт систем охлаждения и смазки и охлаждения.

2. Малый текущий ремонт токарного станка:

– частичная разборка и ремонт механизмов и узлов;

– регулировка или замена подшипников;

– зачистка забоин на зубьях шестерен;

– зачистка ходовых винтов и замена гаек;

– замена изношенных крепежных деталей;

– ремонт систем смазки и охлаждения.

3. Средний ремонт:

– разборка узлов;

– ремонт задней бабки токарного станка (и передней);

– составление дефектной ведомости;

– замена или восстановление изношенных деталей (валов, втулок и пр.);

– шлифовка или фрезеровка изношенных направляющих;

– проверка станка на шум, жесткость, нагрев и точность обработки.

4. Капитальный текущий ремонт токарного станка:

– разборка всех узлов с составлением дефектной ведомости;

– полный ремонт задней бабки токарного станка;

– ремонт шпиндельного узла;

– замена или восстановление изношенных деталей и узлов, в результате чего добивается первоначальная паспортная точность, жесткость и мощность.

Кроме того, при выполнении текущего ремонта токарного станка, нередко производится его модернизация, которая обеспечивает

– возможность изготовления новых изделий, повышенной точности и чистоты поверхности, которые все чаще используются в современных конструкциях;

– повышение производительности оборудования, что, в свою очередь, положительно отразится на прибыли;

– снижение брака;

– расширение функциональности оборудования, что позволит использовать один станок для выполнения разнообразных дополнительных операций, исключая необходимость приобретения дополнительного оборудования.